Для обеспечения безопасной работы кранов используются огра­ничители грузоподъемности, автоматически отключающие привод ме­ханизма подъема груза, если его масса превышает допустимую вели­чину. Одна из схем такого ограничителя грузоподъемности представ­лена на рис. 53. Датчиком ограничителя служит потенциометр R1, движок которого через зубчатый сектор и шестерню связан с подвиж­ной частью динамометра таким образом, что по мере увеличения де­формации поднимаемого груза сопротивление переменного резистора R1 увеличивается.

Ограничитель работает следующим образом. При отсутствии пере­грузки лампы Л1—ЛЗ закрыты отрицательными напряжения­ми U1 и U3 на их управляющих сетках, снимаемыми соответственно с потенциометров R12 и R11. По мере увеличения массы груза, а сле­довательно, и величины сопротивленияR1растет напряжение При нагрузке, превышающей номинальную на 10—15 % (в зависимо­сти от настройки схемы), напряжение U2, подаваемое через потенцио­метрR3на управляющую сетку лампы Л1, открывает лампу. Реле Р1 срабатывает и своими контактами 78 включает звуковой и световой сигналы о перегрузке. Одновременно реле Р1 своими контактами 3—4, 56 подключает элемент выдержки времени ограничителя, состоящий из резисторовR5, R7,конденсатора С1 и лампы Л2. Конденсатор С1 перезаряжается с отрицательного U3 на положительное напряжение U2. При появлении на управляющей сетке положительного потен­циала лампа Л2 открывается и срабатывает реле Р2, которое своими контактами отключает двигатель механизма подъема груза. Лампа ЛЗ, также питающая своим током обмотку реле Р2, служит для мгно­венного отключения крана при недопустимых перегрузках.

Для открывания ламп Л1 и ЛЗ при разных степенях перегрузок на их сетки подаются разные доли напряжения U2 датчика — на сетку лампы Л1 подается большая часть напряжения. Настройка схемы осу­ществляется вспомогательными потенциометрами R2—R4, R15—R17.

 

Ограничители грузоподъемности