Четвертая глава Основ законодательства посвящена вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Надзор и контроль осуществляют органы государственного надзора и контроля, а также общественный контроль за охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляет Федеральный орган надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующие органы субъектов Федерации, не зависимые в своей деятельности от администрации предприятия и вышестоящих органов управления.
Должностные лица государственного надзора и контроля (государственные инспектора) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любое предприятие, проводить расследование несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий предписания, обязательные для исполнения, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.
Решения государственного инспектора, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Общественный же контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
Профессиональные союзы в лице соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
• осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;
• осуществлять контроль за состоянием условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
• проводить независимую экспертизу условий труда и безопасности работников предприятий;
• предъявлять требования о приостановке работ и случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
• принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельно их расследование;
• обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве и др.
В Основах законодательства за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда предусмотрена ответственность как работодателя и должностных лиц, так и работников предприятий.
Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями об охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.
Работники предприятий за нарушение требований об охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности.
В тех случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений связана с опасностью для жизни и здоровья работников и населения, их деятельность может быть приостановлена по предписанию должностных лиц органов государственного надзора и контроля, а решение о закрытии указанных предприятий принимается органами государственного надзора и контроля.
Решение органов государственного надзора и контроля о закрытии предприятия может быть обжаловано в судебном порядке.