Третья глава Основ законодательства посвящена вопросам охраны труда, государственного управления охраной труда и функционирования органов управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях.

Государственное управление охраной труда осуществляет государственный орган, функции и полномочия которого определяются Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила по охране труда, утвержденные государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми министерствами и ведомствами РФ, предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Должностные лица государственного органа управления имеют право беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и иметь доступ к необходимой информации.


Службы охраны труда создаются в отраслевых министерствах и ведомствах РФ, а также в концернах, ассоциациях и других объединениях предприятий. На самих предприятиях создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. При этом структура и численность работников этой службы определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.


В Основах законодательства четко регламентируются обязанности работодателя и обязанности работника по охране труда. Отметим основные обязанности работодателя. Так, работодатель обязан обеспечить:
• безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям законодательства об охране труда;
• режим труда и отдыха работников, устанавливаемый законодательством;
• организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
• выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
• возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
• обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда.
Работодатель также обязан предоставлять органам надзора и контроля необходимую информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии, о выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве и обеспечивать беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовать обучение безопасным методам и приемам работ, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, работодатель обязан обеспечить проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятия. Медицинские осмотры работников проводятся за счет работодателя.


Работодатель несет ответственность за вред, причиненный здоровью работников трудовым увечьем. Возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем, регулируется Гражданским кодексом и Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.


Основами законодательства определены также обязанности работников по обеспечению охраны труда на предприятии, которые заключаются в соблюдении норм, правил и инструкций по охране труда, правильном применении коллективных и индивидуальных средств защиты, а также в своевременном сообщении о любых несчастных случаях на производстве, признаках производственного заболевания или также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.


В этой же главе разработан и экономический механизм обеспечения охраны труда. Это, прежде всего, планирование и финансирование мероприятий по охране труда, экономическая заинтересованность работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда, а также экономическая ответственность работодателя за опасные и вредные условия труда на предприятии, за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда.


Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете РФ, в республиканских бюджетах республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетах краев и областей, городских бюджетах Москвы и Санкт-Петербурга, областном бюджете автономной области, окружных бюджетах автономных округов, районных бюджетах районов, городских бюджетах городов, районных бюджетах районов в городах, бюджетах поселков и сельских пунктов, прибыли предприятий, а также из фондов охраны труда.


Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда, фонды охраны труда предприятий.


Федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований, выделяемых Правительством РФ и правительствами республик в составе Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий; суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования Российской Федерации; добровольных отчислений предприятий; добровольных взносов граждан и прочих поступлений.


Территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях; добровольных отчислений предприятий; добровольных взносов граждан и прочих поступлений.


Предприятия ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями.

 


Кроме этих трех видов фондов, возможно создание общественных фондов охраны труда. При этом средства, направляемые в фонды охраны труда предприятий, должны расходоваться исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.


За невыполнение законодательства Российской Федерации об охране труда и предложений органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы.
Для проведения работы по охране труда необходимы соответствующие специалисты. Поэтому в третью главу Основ законодательства внесена отдельная статья, в которой указывается, что государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы охраны труда включаются также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования.