Для обеспечения государственных гарантий в области охраны труда и необходимого уровня социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе, Программой социальных реформ намечается:

• продолжить работу по обновлению и совершенствованию законодательной базы, системы стандартов безопасности труда, пересмотру действующих и разработке новых норм и правил по охране труда, гигиенических нормативов, санитарных норм и правил;
• провести сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям безопасности, приостанавливать работу объектов, не отвечающих этим требованиям;
• пересмотреть списки производств, работ, профессий и должностей, на основании которых работники получают право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день в связи с вредными и опасными условиями труда;
• оказывать государственное содействие научно-исследовательским и опытно-конструкторским организациям в их разработках в области охраны труда, организации и расширении производства и повышении качества средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов, оборудования, обеспечивающих безопасные условия труда, в том числе через различные формы государственной поддержки предприятий, выпускающих эту продукцию;
• ратифицировать конвенции Международной организации труда, касающиеся вопросов охраны, гигиены и безопасности труда;
• упорядочить систему государственного, ведомственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, установить единую систему государственной и отраслевой статистической отчетности в этой области;
• организовать подготовку специалистов по охране труда в высших и средних технических учебных заведениях и систему обучения работников по вопросам охраны труда.
В соответствии с Программой предстоит обеспечить безусловное и полное исполнение всеми органами государственной власти Основ законодательства Российской Федерации об охране труда. В этих целях предусматривается:
• завершить формирование государственной системы управления охраной труда в субъектах Российской Федерации;
• обеспечить стабильное финансирование мероприятий по улучшению условий труда на всех уровнях управления;
• повысить роль и ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами трудовых отношений, при координации деятельности организаций, а также государственных инспекций труда в области охраны труда;
• завершить формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В свете реализации Программы Минтрудом России подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации проект федеральной программы по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы. Также надлежит разработать территориальные и отраслевые программы по улучшению условий и охраны труда и соответствующие программы в организациях. При формировании бюджетов всех уровней на последующие годы предусматривается финансирование этих программ отдельной строкой.

Проектом представленной Минтрудом России программы предусматриваются:
1) проведение работ по совершенствованию правовой и нормативной базы (разработка федеральных законов о безопасности при использовании химических веществ, о расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, о службах охраны и гигиены труда, новых стандартов, норм и правил по безопасности труда и др.);
2) организационное и техническое обеспечение охраны труда (формирование единой системы государственного управления охраной труда от федеральных структур до подразделений охраны труда предприятий, создание условий для обеспечения предприятий необходимыми и эффективными средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также средствами метрологического обеспечения мониторинга условий труда);
3) улучшение условий и охраны труда женщин и подростков (решение проблемы вывода женщин с тяжелых, вредных и опасных работ, создание условий для охраны репродуктивного здоровья работающих женщин, разработка научно обоснованной системы медико-биологических критериев их профессиональной ориентации и др.);
4) профессиональное образование, пропаганда, информационное обеспечение (создание системы обязательного непрерывного образования в области охраны труда, обеспечение подготовки специалистов высшей квалификации по охране труда в государственных высших учебных заведениях, обеспечение единого образовательного пространства, разработка и выпуск средств пропаганды охраны труда в широкой номенклатуре);

5) научное обеспечение охраны труда (исследование изменений в условиях и охране труда под влиянием научно-технического прогресса и социально-экономического положения в стране, разработка научно обоснованного экономического механизма стимулирования проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, экономических льгот и санкций, социальной защиты работников от профессиональных рисков и ряд других).


В результате реализации указанных мероприятий ожидаются снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение государственных расходов и улучшение социального положения работников.